По дороге на Полюс холода: −56°С, битва за бензин и ДТП с лошадью
В конце прошлой недели экипаж Лады Гранты выполнил две важные задачи зимнего автопробега:
1) Гранта своим ходом добралась до северного Полюса холода — Оймякона
2) Гранта была проверена на экстремальном морозе −56°С
Помимо этого, наши путешественники справились с непростой задачей «Добыть бензин на Кубе», приняли снежный душ под сосной и сохранили жизнь якутской лошади, пожертвовав кузовом Гранты.
Подробности об этих и прочих событиях вашему вниманию представляют Андрей и Александр, экипаж Лады Гранты.
Ягодное — Сусуман — Усть-Нера
Утро 30 января, мы в Ягодном. Добрались до поселка без каких-либо проблем.
Под отелем -18 звёзд
Позавтракав, дождавшись, пока Дюйм напишет очередной отрывок для статьи, и убравшись в чудо-номерах, выехали в сторону Сусумана. По дороге была только одна остановка в посёлке Бурхала (там раньше жил и работал Дюйм) — купили две горячих буханки хлеба. Местная тётя-пекарь — профессионал высшего уровня. Слопали обе буханки за считанные минуты без ничего!..
Зимняя радуга (гало) в Бурхале
Дорога до Сусумана почищена, на перевалах посыпана. В одном месте на крутой шпильке проявила свой пакостный нрав наша «замечательная» резина (Nokian HKPL-7 XL) — понесло корму. Не без труда, но успешно разбил занос и стал жестче контролировать скорость в поворотах.
Обогнать непросто — попутка дымит и поднимает снежную пыль...
Ближе к Кадыкчанскому разрезу стали всё чаще попадаться куски, кусочища и кусочки угля. Ну ни капельки не сомневаюсь, что загрузку грузовиков никто не контролирует. Всем причастным к этому делу людям абсолютно всё равно, что если водитель легковушки, выйдя из-за поворота, не сможет объехать кусок угля размером с микроволновку, то либо убъётся сразу, либо помрёт от травм и переохлаждения где-то в обрыве. В тех краях зимой частенько за -50°, и машину, проходящую мимо, можно ждать пару-тройку часов, а то и больше...
Посёлок Артык прошли ходом — небезызвестный сотрудник ГИБДД Вася отсутствовал на посту и не создал заминки на прохождении этого «спецучастка».
Бензиновое голодание и –56° за бортом
На въезде в Усть-Неру остановились возле заправки, на которой скопилось не менее 20 машин. Один из водителей прокомментировал ситуацию так:
— Бензин не отпускают.
— Почему?
— Да чёрт его знает, не отпускают, и всё. Я лично буду тут хоть до утра стоять — у меня 10 литров в баке...
Мы приняли решение пройти дальше до Кюбюме. Там есть заправка и кафе — заправимся и поужинаем. Да и поспать ляжем в машинах на несколько часов, прежде чем ехать на Томтор-Оймякон. В Усть-Нере у нас ещё был бензин в баках (заправленный в Сусумане) и 45 литров НЗ в алюминиевой канистре в Дастере.
После перевала ближе к Кюбюме ощутимо похолодало в машине, включили печку в Гранте на тройку (до этого эксплуатировали на единичке-двоечке). Над дорогой стоял сильный туман, по рации приняли решение тормознуть на пятаке, глянуть температуру на примотанном изолентой к рейлингу Дастера спиртовом термометре.
УРРЯ! Он выдавал не менее 56 градусов, так что первая поставленная перед автомобилями пробега задача — проехать маршрут в экстремальные морозы — ВЫПОЛНЕНА! Через пару километров «потеплело» до -45.
Приехав в Кюбюме, застали закрытую кафешку (работает до 22 часов, а мы приехали в 02:30), отсутствие света на заправке и парковке. Нашли заправщика, который объяснил ситуацию: вчера сломался дизель-генератор, они запустили резервный, но и он минут 15 назад отказался сотрудничать — из выхлопной трубы валит пламя. Ждите, попытаемся чё-то сделать.
Мы тем временем дождались двух братьев-якутов из Момы на Сайгаке (модификация КАМАЗа), которые шли за нами не один десяток километров. Как они потом признались после личного знакомства у них в кабине, они просто «угорали» над нашими переговорами по СВ: мы общались между экипажами в свойственной нам расзвездяйской манере, шутили и хохмили.
Братья из Момы пригласили на чай в Кюбюме
Тем временем пришел заправщик и «обрадовал»: бензина не будет может день-два-три. Второй генератор сломался надолго и всерьёз, поэтому выкручивайтесь как-то сами.
Я покинул гостеприимную кабину Сайгака, взяв в багажнике Гранты пару жидких аргументов, пошел договариваться. Но переговоры не заладились — видать, парни всерьёз устали и просто не захотели что-либо обсуждать. Ни за спиртное, ни за переплату в два-три раза — нет физической возможности взять бензин из танка, и всё тут...
На кратком совещании решили разделить бензин НЗ так: 40 литров в Дастер, 5 в Гранту. Так как заправщики не смогли заложить в нас какую-либо уверенность в то, что в Томторе есть бензин, приняли решение отправить Дастер с пустой канистрой в направлении Хандыги в надежде взять бензин в «Газмясе» (это московская компания, расширяющая Чёрный прижим), либо в Тёплом ключе. До «Газмяса» 150 км, до Тёплого Ключа 250, до Хандыги 318 км. Мы с Доком легли спать в Гранте, Дюйм с Термином пошли на поиски бензина в сопровождении братьев из Момы на Сайгаке.
На рассвете в 10:05 бензин кончился, Гранта заглохла, моя сотая попытка связаться с экипажем Дастера по спутнику или рации не увенчалась успехом...
Куба утром. Гранта только заглохла...
Я, переобувшись в свои верные сапоги Вудланд (до -55), отзвонившись Мише Пифусу о проблеме (с громко транслируемой по окрестности ненормативной лексикой) пошёл по территории искать заправщиков. Ближе к кафе в одном из балков был найден и разбужен старший оператор заправки и по совместительству хозяин кафешки Андрей, которому доходчиво было объяснено, как и почему я буду набирать бензин себе в бак и пустую канистру из-под нашего в Гранте НЗ.
Начинаю крушить заправку в Кубе
Андрей почти сразу сознался: у Васи заправщика есть ручка по принципу кривого стартера, которой теоретически можно вручную накачать бензина...
Если опустить ненорматив, который из меня просто извергался, как из вулкана лава, я промолчал. Также молча нашел Васю, взял ручку и совместно с Доком пошёл курочить колонку. Пришлось снять облицовку колонки, ремень перекинуть в другом направлении и крутить ручку с частотой не менее 2-3 оборотов в секунду — тогда льётся струя бензина толщиной примерно с карандаш. Если раз в секунду, то в канистру льётся струйка толщиной с пару спичек...
Кубинская заправка. Справа — замёрзшая за 15 минут благодарность заправщикам
Задолбались просто до посинения, пока налили 100 литров — 50 в бак, 50 в НЗ для спасения пропавшего Дастера.
В -45 физиономия имеет свойство обмерзать
Под концовку, чувствующий за собой косяк Васян помогал нам, пригласив по окончании заправки к себе в балок на завтрак. Я выдвинул версию, что по закону подлости через пару минут появится Дастер с топливом, так и вышло...
Я второй раз за день орал как потерпевший, простите за прямоту слога. Дюйм и Термин однозначно отказались продолжить путешествие ввиду накопившейся усталости — они, в отличии от нас с Доком, проспали всего 40 минут. Васян, сдавший вахту старшему оператору Андрею, любезно предложил нам свой тёплый комфортный балок до утра, чем мы с радостью воспользовались с оговоркой, что до утра будем поддерживать систему отопления горячей и закроем балок по выезду, отдав ключи Андрею.
Заготовка дров для балка заправки
Горилка замёрзла! Бедная обезьянка... )))
Мороженное по-оймяконски. Ингридиенты: водка 45 грамм, сок апельсиновый 5 грамм, зубочистка, стаканчик и мороз -45
Машины на ночь не глушили, очень порадовал расход Гранты на холостых: за период с 15 часов дня до 10 часов утра следующего дня пропала одна чёрточка на ЖК индикаторе бака...
Двойное остекление работает — вокруг плекса лёд 10 мм
Едем дальше
На завтрак пошли в кафе Куба. Там всего в меню 5-7 блюд, но порции сытные, и вкусно. Также в Кубе есть телефонный аппарат Ростелекома, но он временно, как и заправка, не работает.
Стена почета в кубинской кафешке
Позавтракав примерно на 300 рублей с человека, рванули в сторону Томтора, поворот на который с федеральной трассы находится сразу за заправкой. Указателя там нет, а указатель, который находится через 500 метров от заправки, врёт — проезда нет. Не так давно в русло реки Кюбюме провалилась вахтовка с японскими туристами — все живы, отделались лёгким испугом.
Пейзажи не могли не радовать, чего нельзя сказать про дорогу и мосты — везде всё в одну колею, люльки и ямы с ухабами. Попуток не было ни одной, навстречу попалось пара УАЗов-буханок и КАМАЗ.
Лошадь-самоубийца и ДТП
На километре 20-30-м от поворота (точнее сказать нельзя, так как отсутствуют километровые знаки) одна из мохнатеньких якутских лошадок в небольшом табунчике попыталась свести счёты с жизнью. Объехать коняшку удалось, что стоило мне восстановленного мною же куска переднего бампера и небольшой вмятины на крыле. Предупредив экипаж Дастера о произошедшей неприятности, пошли фотать и знакомится с хвостатыми «шахидами», которые близко нас к себе не подпустили сбежав в лес.
Крепче за шофёрку держись баран!
Вытащили Гранту Дастером, поплакав над разваленным бампером, который поначалу оставили телепаться на кузове, а потом, устав от его грохота на морозе, удалили, так как восстановить его повторно не удастся. Поехали дальше...
Коняшка, сама того не желая, сломала мой безаварийный стаж, как спичку. Но хорошо, что всё закончилось так: если бы мы её сбили, Гранта не смогла бы продолжить путь однозначно, да и самой коняшке не поздоровилось.
Гранта на Северном Полюсе Холода — в Оймяконе
В Томторе заправились под завязку. Покатавшись немного по посёлку, погнали в Оймякон. Температура в посёлке была -43. Дорога стала ещё хуже, и как это ни смешно — ещё уже. Местами царапали «брюхо» о наст — всё же пригруженная Гранта низковато сидит над дорогой. Вспоминаю штатную пластиковую защиту пластиковых же трубок подачи-обратки бензина — непросто будет дачникам на гружёных картохой Грантах по просёлочным дорогам пролезать...
Разойтись на дороге порой не просто
Самый популярный транспорт в Якутии
Очаровательный 10-килограммовый котэ
По пути следования в Оймякон Дюйм по рации, в качестве шутки, предложил сфотографироваться на Полюсе холода в трусах и получил одобрение всего нашего коллектива.
Долго ли, коротко ли, но 1 февраля 2013 года экипаж Drom.ru на автомобилях Lada Granta и Renault Duster добрался до северного Полюса Холода — поселка Оймякон!
Проехав по посёлку, без труда нашли стелу и Бычка. Установив фотоаппарат на штатив, в машинах разделись и вышли для фотосессии на мороз — было -40.
Лада Гранта, Рено Дастер и экипаж Drom.ru на полюсе холода в Оймяконе!
К сожалению, мы не застали такую температуру...
Скала с автографами других экпедиций
Мы тоже оставили автограф, но на снегу
Проведя на морозе пять минут, забрались в машины одеваться и греться. При продолжении фотосессии подъехали на Королле универсал четверо местных хлопцев, двое проявили живой интерес и к нашей компании, и к машинам. Я прокатил их на Гранте, выдал дромовские наклейки и предложил сфотографироваться — не отказались, вполне себе позитивные мужики, несмотря на некристальную трезвость.. :)
Мобильной связи и интернета в Оймяконе нет, но внешне село ухоженное, строятся дома и т.д. По возвращению в Томтор отправил одну фотку с Полюса холода — грузилась она минут 15-20...
Мороз и солнце — день чудесный!
Суровая антигололёдная посыпка под Томтором
Вернулись в Кюбюме, пообедали и уже на правах «корефанов» попросили у Андрея ручку крутилку. Он не отказал, но пока Термин накачал 70 литров, прошло не менее часа — видно было, что немало таким вынужденным образом добывали топливо не только мы. Шкив, в который вставляется ручка, был основательно разбит, и ручка то и дело из него выскакивала. Думаю, что сегодня уже таким способом ничего не возьмёшь, хотя может уже и один из дизелей починили?..
Как мы ехали из Кюбюме в Якутск, мы расскажем позднее. Скорее всего, к тому времени мы уже будем на федеральной трассе Амур — там связь получше, постараемся сообщать что-то новенькое хоть каждый день.
Надеюсь, наши приключения помогут кому-нибудь в подготовке автомобиля и себя к путешествию в экстремальные морозы. Неважно, по каким делам вы будете там ехать, главное, что вы сможете взять у нас те знания, которые наработаны годами, а наших ошибок — избежать. Ну а на счёт ошибок — не ошибается тот, кто ничего делает. Думаю, любой здравый человек это понимает, ну а не здравый — Бог с ним!
С наилучшими пожеланиями, экипаж Гранты: Щербаков (xoxol_mgdn) Андрей и Голуб (Doktor_Magadan) Александр
Читайте также отчет с точки зрения экипажа Renault Duster: Магадан—Оймякон—Якутск, или 2700 км на жутком морозе. Как выдержал это испытание российский внедорожник?
Сегодня автомобилисты стартуют из Якутска на юг! Следите за передвижением экипажей на интерактивной карте: www.drom.ru/misc/map
Другие записи блога
Комментарии
УДАЧИ В ПУТИ!
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Да не оскудеет ручеёк "ушибленных" к нам в Якутию.
Надеюсь после "Колымы", "Лена" и "Амур" сюрпризов не подкинут, но бдеть надо!!!
O kurwa!!!!!!!!!!!!!
BPE - эксплуатируем
Tempora labuntur tacitisque senescimus annis
хорошо,что пока всё хорошо.)
Если издалека видите скот возле дороги то надо притормозить , наши лошадки не так проворны особенно зимой. А крс вообще могут забодать, вспарывают рогами бока машин как консервы
из-за коптящей фуры встречку вообще не видно, как молоко, тоже знакомо такое
Хохол-красавчег)))
Молодцы ... Продолжайте!!!
Слежу,за вашими опусами,и ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
С лошадями урок получили хороший. Я всегда мимо лошадей проезжаю ну ооочень осторожно. Лошад, даже якутская, животное резвое и может в любой момент прыгнуть не туда. Проходил, знаю лично. Вот от коров особо сюрпризов можно не ждать. Они если идут, то идут, если стоят, то стоят. Никогда не бегают и не прыгают. :)
Душ - тоже судороги вызывает! :)
ЗЫ. Как же лошадки выживают там в таких условиях?
Киа Рио 2010 1.4 АКПП белая
— Почему?
— Да чёрт его знает, не отпускают, и всё. Я лично буду тут хоть до утра стоять — у меня 10 литров в баке...
Какой-то нереально культурный водитель
Удачной дороги!
с чем сравнивали и где?
сто процентов дело в вождении и рулежке авто как такового, а не в резине.
лучше хакки для мороза в принципе ничего нет.
или авторы хотят изобрести велосипед и подсказать покрышку получше?
Хотелось бы верить, но что то -сложно!.
Nissan Bluebird Sylphy, новый кузов G11
Made in Sweden
Но машине по традиции досталось, похоже без этого никак!))
Привычка ёмое!
Очень познавательно.
Дерьмо случается, но это не страховой случай.
А когда животные на трассе, тоже не знаете, что нужно быть втройне осторожными? Иначе чем вы отличаетесь от этих лошадей?
с чем сравнивали и где?
сто процентов дело в вождении и рулежке авто как такового, а не в резине.
лучше хакки для мороза в принципе ничего нет.
или авторы хотят изобрести велосипед и подсказать покрышку получше?
А какая тогда резина стоит на якутских буханках, которые летают по таким дорогам?
И там где-то (кажется на карте) про какое то колесо говорилось вроде. но в отчетах ни слова
А какая тогда резина стоит на якутских буханках, которые летают по таким дорогам?
Хотелось бы верить, но что то -сложно!.
Если издалека видите скот возле дороги то надо притормозить , наши лошадки не так проворны особенно зимой. А крс вообще могут забодать, вспарывают рогами бока машин как консервы
А вот направление этим действиям задает подсознание
Хотелось бы верить, но что то -сложно!.
А печка там на 5+. так что все задатки есть
А теперь я смотрю на фотку такого же термометра, примотанного на Дастер и офигиваю - у них столбик ниже разметки уполз... О_о
Данунафик они и так проскочили по странной оттепели. Еще весь февраль будет полтинник давить и ниже. В прошлый год и актировки были и почти весь месяц дети в школу не ходили.
От упавшего МИНУСА, у коллег, глаза на лбу были!
Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!
Обратно в Якутию точно не тянет!
Грузовод: rfr2000
Микроб: nfr2000
http://forums.drom.ru/albums/21695/
такого дром еще не видывал)
1998 - Nissan Gloria PY33 VG30E
1993 - Nissan Safari WRGY60 TD42
Сайт авторадиоканала радио42.рф
И проблема явно не в ней.
Киа Рио 2010 1.4 АКПП белая
ICQ 304505947 банят и подтирают, смысла тут нету!!!
Сайт авторадиоканала радио42.рф